С момента принятия федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» прошло более 5 лет, однако реформу бюджетных учреждений все еще нельзя считать завершенной.

За это время были созданы казенные учреждения, новые бюджетные учреждения, значительно возросло число автономных учреждений. Была сформирована первичная институциональная база функционирования данных учреждений.

Очевидно, что массовый характер создания автономных и бюджетных учреждений был необходимым, но не достаточным условием для радикального повышения эффективности деятельности этих учреждений.

Новый импульс реформа бюджетных учреждений получила с инициативой Минфина России по унификации перечней государственных (муниципальных) услуг, установлению единых отраслевых требований к расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и работ.

Деятельность бюджетных и, тем более, автономных учреждений действительно может стать существенно более эффективной по сравнению с казенными учреждениями или прежними бюджетными учреждениями. Однако для этого должен быть создан целый комплекс институциональных и организационно-методических условий, в основе которых лежит:

– предоставление учреждениям широкой финансово-хозяйственной свободы;

– возложение на учреждения финансовой ответственности за результаты деятельности;

– минимизация рисков учреждений и обеспечение финансовой прозрачности.

Прежде всего это касается формирования государственных и муниципальных заданий и их финансового обеспечения, заключения соглашений о предоставлении субсидий, порядков определения нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг (работ), порядков предоставления субсидий на иные цели.