Оценка регулирующего воздействия – новый инструмент в практике государственного управления. Его применение обусловлено необходимостью определения последствий от введения новых правил регулирования, целесообразность которых может ставиться под сомнение.

Практика развитых зарубежных стран показала, что своевременное установление однозначной связи между предлагаемой формой правового регулирования (проектом нормативного акта) и количественной оценкой выгод и издержек от введения правового института позволяет избежать провалов непродуманного регулирования. Актуальность проведения оценки регулирующего воздействия в России связана с возрастающим числом принимаемых правовых норм, сложностью и взаимным влиянием их друг на друга и, как следствие, возрастающим риском недостижения запланированного результата от вводимого правого регулирования.

Оценка регулирующего воздействия, как правило, отвечает на вопрос: «Сколько будет стоить введение новых правил регулирования для общества в целом и его отдельных социальных групп?» В качестве социальных групп могут выступать бизнес в целом или отдельные отрасли экономики, домохозяйства, органы власти различного уровня.

Таким образом лица, принимающие решения о введении нового правого регулирования, получают представление о том, каков баланс издержек и выгод этого регулирования для различных социальных и экономических групп. И как этот баланс будет меняться со временем.

Проведение оценки регулирующего воздействия в период подготовки проектов нормативных правовых актов позволяет:

– делать рациональный выбор между различными альтернативами правового регулирования;

– требовать рассмотрения альтернативных решений в правовом регулировании вопроса, для которого предлагается только единственный вариант;

– получить стоимостную оценку издержек и выгод (в т.ч. для бюджетов) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах;

– выделять социальные и экономические группы, наиболее заинтересованные в реализации отдельных «правовых новаций».

Помимо вновь вводимого правового регулирования оценке могут быть подвергнуты действующие правовые институты. Это позволяет ответить на вопрос: «Какова общая цена, которую пришлось заплатить (приходится платить) за введение данного института?» и, соответственно, понять стоила ли та цель, которая ставилась при его введении, такой цены. Как следствие, проведение оценки регулирующего воздействия в отношении действующих правовых институтов позволяет поставить вопрос о корректировке или отмене действующих правовых актов.